Мастерство рождается здесь. Пушкинская Станция юных техников

Часть 2. Ракетный моделизм

Журнал «Юный моделист-конструктор» за 1964 год выпуск 7

12 апреля 1961 года – дата в истории, о которой не надо напоминать: все знают, что именно в этот день состоялся первый в мире полёт человека в космос. 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени в нескольких десятках километров севернее посёлка Тюратам в Казахстане с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». Она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля.

Второй в истории человечества полет в космос, вслед за Юрием Алексеевичем Гагариным, совершил Герман Степанович Титов. 6 августа 1961 года на космическом корабле «Восток-2» он поднялся на околоземную орбиту и провел на ней 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз.

Еще раньше, в 1957 году в космос был запущен первый советский искусственный спутник земли. Началась эра освоения космоса! И, как следствие, началось массовое увлечение космическими идеями у ребят. Возникает новый вид технического творчества детей — ракетный моделизм. Однако самостоятельное изготовление ракеты и тем более ее запуск — это далеко не простой процесс и, главное, небезопасный.

Организующую и направляющую роль в этом деле взяла на себя Московская областная станция юных техников [1]. В октябре 1961 года был проведен первый семинар с руководителями авиамодельных кружков СЮТ, Домов пионеров и рабочих клубов Московской области. На этом семинаре каждый слушатель изготовил модель ракеты и двигатель к ней на твердом топливе. Тогда же они (слушатели семинара) получили и увезли в свои коллективы чертежи и описание построенной модели ракеты. В дальнейшем такие семинары проводились регулярно. Таким образом, ракетный моделизм приобретал теоретическую и практическую основу.

Чтобы повысить интерес к ракетному моделизму было принято решение о проведении соревнований [1]. В ноябре 1961 года было составлено  Положение о соревнованиях по ракетному моделизму. Выработаны требования к моделям: они должны быть с двигателями, работающими на твердом топливе. Корпус и двигатель могли изготавливаться лишь из бумаги (кроме дна гильзы). Полетный вес модели ракеты – не более 150 грамм. Разработаны также стартовые правила. При этом предусматривался обязательный дистанционный запуск ракеты с помощью электрозапала с расстояния не менее 15 метров от старта, а также наличие у ракеты парашютирующего устройства.

На первом этапе развития ракетного моделизма такие ограничения способствовали обеспечению безопасности при работе с моделями ракет.

Технические требования и стартовые правила успешно прошли проверку на соревнованиях по ракетному моделизму в г. Коломна 5 января 1962 года. Это были первые официальные соревнования в Московской области, в которых приняло участие 14 человек  пионеров и школьников, работавших на СЮТ Завода тяжелых машин.

Уже в январе 1962 года было принято решение о проведении 1-х Московских областных соревнований по ракетному моделизму, посвятив их годовщине полета в космос первого советского летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. Для команды-победительницы был учрежден переходящий приз имени Ю.А. Гагарина, изготовленный по проекту мастера спорта О.К. Гаевского.

И 8 апреля 1962 года на станцию Силикатная (под Москвой) съехалось 174 участника из 18 районов области. 45 команд оспаривали переходящий приз имени Гагарина. К соревнованиям был изготовлен памятный значок  с надписью «I слет юных ракетчиков Подмосковья».

Станция юных техников в Мамонтовке не могла остаться в стороне, и в июне 1962 года открывается кружок ракетчиков. Руководителем назначен Редькин Владимир Григорьевич. Сразу кружковцы стали готовиться ко 2-м Московским областным соревнованиям по ракетному моделизму.

Директор Станции Пречислый Андрей Дмитриевич в отчете за 1962/63 учебный год пишет: «Юные ракетчики построили целую серию различных моделей ракет: от одноступенчатых, однодвигательных до многоступенчатых и многодвигательных. Особое внимание в работе с юными техниками по ракетному моделизму уделялось вопросам создания экспериментальных моделей ракет. Достигли заметного успеха» [2].

2-е Московские областные соревнования по ракетному моделизму открылись 12 мая 1963 года на летном поле у станции Силикатная.

Немного статистики [3]:

Всего участников – 191, до 16 лет – 123.

Было представлено моделей ракет — 206, в т.ч.

Одноступенчатых-однодвигательных – 67;

Одноступенчатых-многодвигательных – 47;

Многоступенчатых – 54;

Экспериментальных – 38.

К экспериментальным моделям были отнесены те модели ракет, которые имели какие-либо усовершенствования, улучшавшие полет, либо модели, несущие на себе приборы для фиксирования характерных показателей ракет. Впервые были представлены 22 прибора для фиксации высоты, скорости полета, перегрузок, возникающих в полете.

Оценка каждой модели любого класса проводилась по сумме продолжительности полетов и количества очков стендовой оценки за техническое совершенство модели по 30-ти бальной системе.

Приняло участие 32 команды.

Вот они, первые участники областных соревнований по ракетному моделизму по Мамонтовской Станции юных техников:

Логвинов Вадим, ученик 7 класса Мамонтовской восьмилетней школы,

Джолос Владимир, ученик 7 класса Мамонтовской восьмилетней школы,

Шиманович Владимир, ученик 8 класса Мамонтовской восьмилетней школы,

Косенчук Николай, ученик 7 класса Мамонтовской восьмилетней школы,

Белоус Олег, ученик 8 класса Мамонтовской восьмилетней школы,

Редькин Владимир Григорьевич — капитан команды, руководитель кружка.

Команда заняла 8-е место (из 32-х). Неплохой результат для первого раза! Косенчук Николай в личном первенстве по экспериментальным моделям ракет занял 1 место! Действительно, это успех!

На 2-х Московских областных соревнованиях по ракетному моделизму требования к моделям ракет повысились и состояли в следующем (к моделям ракет всех классов, кроме экспериментальных):

1. Применение стандартных пороховых двигателей, выполненных на основе гильзы охотничьего патрона под капсюль «Жевелло» 12 калибра. Тяга каждого из этих двигателей около 2 кг при общей продолжительности работы от момента зажигания до прекращения горения около 3-4 сек.

2. Применение бумажных материалов для корпуса ракет и ограничение наибольшего взлетного веса – 250 г.

3. Ограничение размеров парашюта, на котором модель или ее части приземляются. Наименьшая допустимая нагрузка на площадь парашюта была принята 10 грамм на квадратный дециметр площади.

Эти ограничения, вводившиеся впервые, оказались весьма кстати, т.к. опыт соревнований показал, что если не вводить упомянутые ограничения, то полет модели ракеты на парашюте трудно проследить до момента приземления, и это значительно снижает спортивный интерес соревнований [3].

Для чего поднимаю здесь некоторые технические вопросы? Для того, чтобы показать, что создание действующей модели ракеты — это инженерный уровень знаний, и ребята на Станции юных техников постигали эти знания: физические законы, математический расчет и т.д.

Ракетный моделизм только зарождался, и не все модели ракет справлялись со своей задачей — успешно осуществить старт и так же успешно приземлиться. На соревнованиях 12 мая 1963 года из числа зарегистрированных моделей успешно стартовали лишь около половины, что в основном объясняется частыми обрывами и нераскрытием парашютов, при которых полеты моделей не засчитывались, а также низким качеством двигателей. Такую неудачу постигла ракета Владимира Джолоса. В журнале «Юный моделист-конструктор» за 1964 год, выпуск 7, в статье «Орлята рвутся в небо» так описывается начало соревнований и выступление Владимира:

Журнал «Юный моделист-конструктор» за 1964 год выпуск 7, стр. 1.

Команда расстроена… Да, на соревнованиях иногда бывают неожиданные повороты.

В целом, итоги 2-х Московских областных соревнований по ракетному моделизму таковы:

В командном первенстве:   

1 место заняла команда г. Фрязино.

2 место —  команда г. Серпухов.

3 место —  команда г. Электросталь.

Результаты в личном первенстве:

Журнал «Юный моделист-конструктор» за 1964 год выпуск 7, стр. 7.

Как видим из таблицы, Николай Косенчук занял 1 место в классе экспериментальных моделей ракет, набрав 129 очков. Его модель продержалась в полете 1 минуту 59 сек.

            В журнале «Юный моделист-конструктор» за 1964 год выпуск 7 в статье «Кто же первый?» методист Московской областной СЮТ Уколов Н.Н. дает описание модели Николая Косенчука:

Модель ракеты Николая Косенчука. Журнал «Юный моделист-конструктор» за 1964 год выпуск 7, стр. 6, 7.

Модель ракеты Николая Косенчука была выставлена на ВДНХ, а Николай был награжден медалью «Юный участник ВДНХ» и денежной премией в размере 25 рублей за участие в работе кружка по разработке и изготовлению действующей экспериментальной ракеты (Постановление комитета Совета ВДНХ СССР № 145-н от 14 января 1964 г. «О награждении участников ВДНХ СССР 1963 года по объединенному павильону «Культура и образование», раздел «Юные техники»).

Методист Московской областной СЮТ Уколов Н.Н. пишет: «Ракетный моделизм все больше и больше завоевывает популярность среди пионеров и школьников. У ракетного моделизма большое будущее и целый ряд преимуществ. Прежде всего, на постройку простейших моделей ракет затрачивается сравнительно мало времени, и ребята смогут увидеть очень скоро результаты своей работы. Полет такой модели настолько эффективен, что он надолго остается в памяти юного техника, и побуждает его создавать более совершенные модели» [4].

Продолжение следует…

Материал подготовила Светлана Громова.

Источники:

1.         ЦГАМО, ф. 7986, оп. 1, д. 65. Документы /программа, справки, переводы статей, письма и др./ о развитии ракетного моделизма в Московской области.

2.         ЦГАМО, ф. 7986, оп. 1, д. 71. Планы работы районных и областных станций на 1962-1963 учебный год и отчеты об их выполнении.

3.         ЦГАМО, ф. 7986, оп. 1, д. 85. Документы /положение, планы, протоколы/ II областных юношеских соревнований по ракетному моделизму.

4.         ЦГАМО, ф. 7986, оп. 1, д. 82. Справка о состоянии детского ракетного моделизма и о задачах по его совершенствованию.

Мастерство рождается здесь. Пушкинская Станция юных техников:

Часть 1. Начало пути