Переход по плато до каньона Хикикаль.

Район каньона Хикикаль, на первом плане — трофейная сидушка

Ссылка на фото — ТЫК

Поднявшись на Плато, оказалась в районе озёр, их там несколько, между ними пространство с мелким курумником, можно ставить палатки, и там часто останавливаются группы. Надо сказать, что не очень тщательно они за собой убирают, свалки мусора нет, но… Неприятно чувствуется человеческое присутствие, отвыкла от этого за дни похода. А тут ведь Плато — святыня… расстроилась в общем. И наверное, чтобы поднять настроение — мне был приготовлен подарок. Придавленная камнем, лежала забытая кем-то сидушка — фирменная, складная, у меня такой нет. Трофей с плато Путорана — вот это да! Сразу подумала, что это будет подарок для мужа, который конечно должен был бы быть здесь со мной, но… сейчас это невозможно.

Одинокий камень на плато

Много снимала воду в озере, пыталась показать, что эти каменные озёра не являются необитаемыми — там плавают существа, похожие на головастиков, но прозрачные… Ничего, конечно, не видно на этих фотках, но не стала их удалять. День был не только солнечный, но и практически безветренный, что уж совсем удивительно, все пишут, что на Плато дикие ветра. Места, похожие на каменную пустыню — с оазисами — где есть вода, там и жизнь.

Вода в озере

С удивлением узнала пушицу, которая у нас на болотах растёт. Белые и жёлтые цветы с нежными лепесточками не узнала сразу, потом заподозрила, что это полярный мак — у Марина Галкиной слышала «ЖЁЛТЫЕ МАКИ СУНТАР-ХАЯТА», посмотрела, действительно в серединке незрелые зёрнышки мака… Потом вообще незабудки увидела! Одно из самых удивительных впечатлений , — одинокие камни. Там несколько фотографий у меня таких, как будто кто-то поставил этот одинокий камень — как на стол или на блюдо… А иногда камни в таких странных «позах» лежали друг на друге, казалось бы неустойчиво, не могут они так пролежать долго, а вот поди ж ты…

Полярные маки
Полярный мак и тут же найденный минерал
И тени облаков ... в голове прокручивались строки Городницкого:

"Тень облака, плывущего над тундрой,
Тень птицы, пролетающей над тундрой,
И тень оленя, что бежит по тундре,
А рядом с ними — собственную тень."
На подходе к каньону Хикикаль уже не пустыня

Здесь тени облаков лежали на горах, возвышающихся над плато… Меня не оставляло ощущение нереальности, какой-то неполной материальности того, что вижу вокруг, какого-то чуда, сказки. Если б не было необходимости уложиться в график, который мы с Плато согласовали (было твёрдое ощущение, что это так и есть), я бы остановилась и зависла… и забыла дышать…

Каньон Хикикаль
На камне лежал обломок оленьего рога, сфоткала водопад каньона в этой рамке.
Каньон Хикикаль
Каньон Хикикаль
Каньон Хикикаль
Каньон Хикикаль
Трезубец из остатков лиственниц перед каньоном Хикикаль

Уже на подступах к каньону Хикикаль пейзаж стал меняться, я шла вдоль одного из притоков реки Хикикаль, и здесь уже была совсем не пустыня, здесь даже кусты росли, а возле самого каньона — даже лиственницы маленькие, брусника, голубика — как будто это и не Плато, стайки птичек появились. Когда уже перешла реку, которая дальше превращалась в шикарный водопад (есть видео), и, с одной стороны, совершенно обалдела от открывшегося зрелища каньона, а с другой стороны, надо было поторапливаться, устраиваться на ночь — получила ещё один подарок… увидела выпрыгнувшего из-под камней удивительного зверька. Нет, это не была пищуха, их я видела (а чаще — слышала) с самого начала похода. Он был в длину сантиметров 30, что-то было в нём от соболя, пушное что-то, беленький низ, коричневый верх, а на конце коричневого хвостика чернобурая кисточка. Он чего-то от меня хотел, вставал на задние лапки, потом убегал за камни, выскакивал снова, и снова, вставая на задние лапки, заглядывал мне в лицо, не боялся совершенно. И в такой момент у меня была полностью разряжена камера! Он просто мне позировал, а я могла только его разглядывать, чтобы запомнить во всех деталях это удивительное выступление. Это минут 20 продолжалось и продолжалось бы наверное ещё, если бы мне уже срочно не надо было искать место для палатки. Потом мне сказали, что это горностай, в музее Талнаха я даже чучелко видела. Зимой он белый, а летом вот такой.

В предыдущем абзаце ссылки на фото пищухи и горностая, выбирала фотки, максимально близкие к тому, что видела. От зрелища каньона впала в эйфорию ещё с вечера, когда фотик был полностью разряжен. Ночью я его зарядила и утром старательно снимала со всех точек, но увы, моя камера бессильна, она вообще ничего не передаёт. Это такая мощь… такое великолепие рельефа, такое разнообразие оттенков, да и просто масштаб этих разрезов и выпуклостей… Дело совсем не в водопаде, хотя он конечно очень хорош, и я его видела во всём блеске, при ярком солнце. Каньон производит разное впечатление в вечернем свете и в утреннем, разные картинки видишь. С вечера видела мощный хребет и голову медведя, к пасти которого стекает в головокружительной глубине каньона водопадный поток, а утром уже не видела этого…

После ночёвки у каньона, на солнышке сохнет хозяйство путешественника
Вечер перед спуском с плато в каменной пустыне
Вечер перед спуском с плато

Там довольно большие пространства, можно часами гулять и рассматривать с разных точек при разном освещении эти космических масштабов складки, схождения и расхождения ущелий, теряющиеся в дымке плоскости плато… Да, мне хотелось там поселиться, остаться. Было ощущение, что среди такой красоты с тобой не может случиться ничего плохого. Есть что-то неправильное в том, что мы как туристы приходим что-то быстренько посмотреть. Как говорил Маленький принц, cамое главное видишь только сердцем…

Следующий день — обратный путь, интересно, что видела много нового, чего не видела на пути туда, да и шла не совсем так, там ведь перепады высот, где-то проходила выше, где-то ниже и картинка уже совсем другая. А погода прекрасная, кажется, что ещё лучше, чем вчера, хотя вроде лучше некуда. К концу дня пришла к тем же озёрам, где вчера нашла сидушку, и это место произвело совсем другое впечатление. Не знаю, передают ли фото это ощущение — действительно каменная пустыня, марсианский какой-то пейзаж.

Вечер перед спуском с плато

На безоблачном небе, но в дымке опустилось солнце, и в этом же месте взошла полная луна. Она вроде даже на фото получилась. В первый и единственный раз за весь поход поставила палатку на чистый курумник, без мха. Для этого случая взяла футпринт, специальный пол для палатки, чтобы не порвать его об острые камни и дополнительную утепляющую подстилку. И не знаю, от этого ли, или температура ночью была очень низкой — всю ночь мёрзла, хотя утеплилась по полной, как никогда в этом походе. Уверена была, что озёра покрылись льдом за ночь, просто чувствовала мороз — но нет, ничего подобного, каменные озёра были неизменны.

Когда бродила перед сном по кусочку каменной пустыни, ставшей мне домом на эту ночь, в голове крутилось и в конце концов полностью вспомнилось одно из самых любимых стихотворений очень любимого поэта:

О чем молчат седые камни?
Зачем к молчанию глуха земля?
Их тяжесть так близка мне.
А что касается стиха —

в стихе всего важней молчанье, —
верны ли рифмы, не верны.
Что слово? Только ожиданье
красноречивой тишины.

Стих отличается от прозы
не только тем, что сир и мал.
Я утром ранним с камня слезы
ладонью теплой вытирал.
________________________________________

Утром спускалась с плато, и по мере того, как спускалась, облака сгущались. Во время спуска много фотографировала, уже не экономила заряд фотика. Водопад, который там снят — это тот самый водопад 23, от подножия которого 2 дня назад поднималась. Спустилась, и возле большого камня, где стояла палатка перед подъёмом на плато, подобрала забытый фальшфейер. Когда подходила уже во второй половине дня к заранее намеченному месту ночёвки, пошёл дождь, палатку ставила уже под дождём.

Спустилась. У большого камня, где стояла палатка перед подъёмом на плато, лежит забытый фальшфейер.

Возврат на главную страницу проекта «Путешествие Марины Копровой по Красноярскому Краю»