Эхо прошлого: усадьба Никольское-Прозоровское

Великая и ужасная красота упадка некогда роскошного архитектурного ансамбля поражает всех, кто стремится сюда в поисках эстетического упоения. Гроты, пруд, остатки оранжерей и главный усадебный дом с двумя флигелями — этот комплекс застал и пышные шуршащие платья княгини Варвары Трубецкой, и простых советских отдыхающих, и даже съемочную группу «Ленфильма».

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ХРАМА

Остов усадьбы укрыт сумеречным лесом, и вначале все попавшие сюда знакомятся с отреставрированным храмом Николая Чудотворца: он возник в 1792 году по заказу тогдашнего владельца усадьбы — князя Андрея Ивановича Прозоровского. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Автором проекта храма исследователи считают зодчего Матвея Федоровича Казакова.

К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта: росписи стали осыпаться, потемнел иконостас. С началом Первой мировой войны капитальный ремонт отложили до ее окончания. Потом началась революция, реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно был закрыт, колокольня и здание сторожки разрушены.

1970-е. Никольская церковь, апсида, северо-восточная стена

Ремонт и восстановление храма началось только в 1980-е годы. В 1995 году храм был взят на государственный учет как памятник истории и культуры федерального значения. Регулярными богослужения возобновились в 1998 году. В 2008 году по проекту архитектора П.П. Пенчукова на прежнем месте вновь появилось здание колокольни.

Современный вид храма

СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ

Через дорогу от храма начинается путь, который буквально через 50 метров выведет посетителей к руинам усадьбы. Среди сильно замусоренного пространства в остатках былой роскоши можно разглядеть формы растреллиевского барокко: фасады с пилястрами и лучковыми фронтонами, окна, обрамленные лепными наличниками сложного рисунка.

Внутри помещения главного усадебного дома заметны следы нескольких попыток восстановления — заменены перекрытия между этажами, кое-где развевается защитная реставрационная сетка. Шаткая металлическая лестница позволяет пробраться на второй этаж и, подобно прежним хозяевам, выглянуть в окно. Когда-то вид отсюда был бесподобный: парк, могучие деревья, храм вдалеке…

Наверное и 160 лет назад здесь все также разносилось птичье многоголосье, и через настежь открытые окна дом наполнялся запахом цветущего сада — благодаря сохранившимся снимкам фотографа М.Б. Тулинова, мы можем живо представить, как выглядело Никольское-Прозоровское в 1860-е годы. У лестницы на стуле запечатлена смотрящей в камеру владелица усадьбы — княгиня Варвара Юрьевна Трубецкая (1828 – 1901); девочка рядом с ней – княжна Мария Петровна Трубецкая (1863 – 1933). За столом (с чашкой в руках) – фотограф Михаил Борисович Тулинов (1823 – после 1888).

Надо сказать, что большой двухэтажный дом и два флигеля появились в Прозорово как раз при Варваре Юрьевне. Сведений о ней сохранилось не так много: в 1859 году она вышла замуж за Петра Петровича Трубецкого, однако, большую часть времени он жил за границей.

Будучи во Флоренции с дипломатической миссией, супруг Варвары Юрьевны познакомился с Адой Винанс (1835–1917) — американской оперной певицей. Пётр влюбился в Аду, которая была на тридцать лет моложе его. Это вызвало большой скандал в его семье в России, откуда он был выслан по обвинению в многожёнстве. Император Александр II запретил Петру Петровичу возвращаться на родину, чтобы не допустить в родимое отечество дух разврата. Позднее у Петра и Ады родился сын Паоло Трубецкой, ставший скульптором. Трудно сейчас предположить, была ли Варвара Трубецкая счастлива в великолепной усадьбе Прозорово, которая осталась запечатленной еще на нескольких снимках фотографа Тулинова.

В КРУГОВЕРТИ ВРЕМЕН

Во второй половине ХIХ — начале ХХ века Прозоровское сменило несколько владельцев. Последним вплоть до революции был предприниматель В. П. Рябушинский. Дальнейшая судьба усадьбы весьма драматична, периоды расцвета все чаще будут сопровождаться десятилетиями обветшания и забвения…

В 1920-е годы здесь находилась школа ликбеза — но вскоре она сгорела, после чего усадьбу передали Сельскохозяйственной академии. Постройки отремонтировали, а для селекционных работ поблизости заложили фруктовый сад.

«Главный корпус в 1930-х гг. пришедший в упадок, в 1950-х годах восстановлен с заменой деревянных перекрытий железобетонными…», – отмечено в справочнике «Памятники архитектуры Московской области» (1975).

Интерьер столовой в усадьбе Никольское-Прозоровское. Помещение в стиле неоклассицизма с высокими колоннами ионического ордера, 1930-е

В начале 1980-х Никольское-Прозоровское становится местом для съемок фильма «Лес» по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского. Режиссер фильма — Владимир Мотыль. Главные роли исполнили Людмила Целиковская, Борис Плотников, Вячеслав Кириличев, Станислав Садальский. В личном блоге последнего даже сохранилась фотография со съемок, на которой усадьба в очередной раз переживает расцвет. Зрители увидели фильм только в 1988 году, в период перестройки — на полке фильм оказался якобы из-за того, что образы и нравы главных героев напоминали знакомые всем фигуры из правящей советской элиты.

В ВЕЧНОМ ПОКОЕ

…Софиты погасли, актеры уехали, и жизнь в Прозорово снова стала угасать. За несколько лет до распада СССР здесь в очередной раз планировался санаторий, поблизости даже начали возводить спальные корпуса. Но грянули 90-е, и стройка остановилась. В наше время усадьбу обносили забором, брали все территорию под охрану — видно намечались перемены, но им опять не суждено было случиться. С тех пор запустение только прогрессирует…

“Растаяли иллюзии как дым
И старый дом, что был таким родимым,
Стал склепом – темным, пыльным, нелюдимым,
Холодным, одиноким и пустым…”

Лирические настроения и мысли о бренности сущего невольно посещают каждого, кто приезжает в эту заброшенную усадьбу. Хочется надеяться, что однажды она все-таки наполнится светом, теплом, человеческими голосами, и кто знает, возможно, у этого уникального памятника архитектуры начнется новая жизнь.

Фото из личного архива автора

Автор — Ольга Соловьева, секретарь Пушкинской окружной общественной организации Союза краеведов России.

Впервые опубликовано на сайте Издательства «Подмосковье» в мае 2020 года.