Великая и ужасная красота упадка некогда роскошного архитектурного ансамбля поражает всех, кто стремится сюда в поисках эстетического упоения. Гроты, пруд, остатки оранжерей и главный усадебный дом с двумя флигелями — этот комплекс застал и пышные шуршащие платья княгини Варвары Трубецкой, и простых советских отдыхающих, и даже съемочную группу «Ленфильма».
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ХРАМА
Остов усадьбы укрыт сумеречным лесом, и вначале все попавшие сюда знакомятся с отреставрированным храмом Николая Чудотворца: он возник в 1792 году по заказу тогдашнего владельца усадьбы — князя Андрея Ивановича Прозоровского. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Автором проекта храма исследователи считают зодчего Матвея Федоровича Казакова.
К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта: росписи стали осыпаться, потемнел иконостас. С началом Первой мировой войны капитальный ремонт отложили до ее окончания. Потом началась революция, реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно был закрыт, колокольня и здание сторожки разрушены.
Ремонт и восстановление храма началось только в 1980-е годы. В 1995 году храм был взят на государственный учет как памятник истории и культуры федерального значения. Регулярными богослужения возобновились в 1998 году. В 2008 году по проекту архитектора П.П. Пенчукова на прежнем месте вновь появилось здание колокольни.
СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ
Через дорогу от храма начинается путь, который буквально через 50 метров выведет посетителей к руинам усадьбы. Среди сильно замусоренного пространства в остатках былой роскоши можно разглядеть формы растреллиевского барокко: фасады с пилястрами и лучковыми фронтонами, окна, обрамленные лепными наличниками сложного рисунка.
Внутри помещения главного усадебного дома заметны следы нескольких попыток восстановления — заменены перекрытия между этажами, кое-где развевается защитная реставрационная сетка. Шаткая металлическая лестница позволяет пробраться на второй этаж и, подобно прежним хозяевам, выглянуть в окно. Когда-то вид отсюда был бесподобный: парк, могучие деревья, храм вдалеке…
Наверное и 160 лет назад здесь все также разносилось птичье многоголосье, и через настежь открытые окна дом наполнялся запахом цветущего сада — благодаря сохранившимся снимкам фотографа М.Б. Тулинова, мы можем живо представить, как выглядело Никольское-Прозоровское в 1860-е годы. У лестницы на стуле запечатлена смотрящей в камеру владелица усадьбы — княгиня Варвара Юрьевна Трубецкая (1828 – 1901); девочка рядом с ней – княжна Мария Петровна Трубецкая (1863 – 1933). За столом (с чашкой в руках) – фотограф Михаил Борисович Тулинов (1823 – после 1888).
Надо сказать, что большой двухэтажный дом и два флигеля появились в Прозорово как раз при Варваре Юрьевне. Сведений о ней сохранилось не так много: в 1859 году она вышла замуж за Петра Петровича Трубецкого, однако, большую часть времени он жил за границей.
Будучи во Флоренции с дипломатической миссией, супруг Варвары Юрьевны познакомился с Адой Винанс (1835–1917) — американской оперной певицей. Пётр влюбился в Аду, которая была на тридцать лет моложе его. Это вызвало большой скандал в его семье в России, откуда он был выслан по обвинению в многожёнстве. Император Александр II запретил Петру Петровичу возвращаться на родину, чтобы не допустить в родимое отечество дух разврата. Позднее у Петра и Ады родился сын Паоло Трубецкой, ставший скульптором. Трудно сейчас предположить, была ли Варвара Трубецкая счастлива в великолепной усадьбе Прозорово, которая осталась запечатленной еще на нескольких снимках фотографа Тулинова.
В КРУГОВЕРТИ ВРЕМЕН
Во второй половине ХIХ — начале ХХ века Прозоровское сменило несколько владельцев. Последним вплоть до революции был предприниматель В. П. Рябушинский. Дальнейшая судьба усадьбы весьма драматична, периоды расцвета все чаще будут сопровождаться десятилетиями обветшания и забвения…
В 1920-е годы здесь находилась школа ликбеза — но вскоре она сгорела, после чего усадьбу передали Сельскохозяйственной академии. Постройки отремонтировали, а для селекционных работ поблизости заложили фруктовый сад.
«Главный корпус в 1930-х гг. пришедший в упадок, в 1950-х годах восстановлен с заменой деревянных перекрытий железобетонными…», – отмечено в справочнике «Памятники архитектуры Московской области» (1975).
В начале 1980-х Никольское-Прозоровское становится местом для съемок фильма «Лес» по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского. Режиссер фильма — Владимир Мотыль. Главные роли исполнили Людмила Целиковская, Борис Плотников, Вячеслав Кириличев, Станислав Садальский. В личном блоге последнего даже сохранилась фотография со съемок, на которой усадьба в очередной раз переживает расцвет. Зрители увидели фильм только в 1988 году, в период перестройки — на полке фильм оказался якобы из-за того, что образы и нравы главных героев напоминали знакомые всем фигуры из правящей советской элиты.
В ВЕЧНОМ ПОКОЕ
…Софиты погасли, актеры уехали, и жизнь в Прозорово снова стала угасать. За несколько лет до распада СССР здесь в очередной раз планировался санаторий, поблизости даже начали возводить спальные корпуса. Но грянули 90-е, и стройка остановилась. В наше время усадьбу обносили забором, брали все территорию под охрану — видно намечались перемены, но им опять не суждено было случиться. С тех пор запустение только прогрессирует…
“Растаяли иллюзии как дым И старый дом, что был таким родимым, Стал склепом – темным, пыльным, нелюдимым, Холодным, одиноким и пустым…”
Лирические настроения и мысли о бренности сущего невольно посещают каждого, кто приезжает в эту заброшенную усадьбу. Хочется надеяться, что однажды она все-таки наполнится светом, теплом, человеческими голосами, и кто знает, возможно, у этого уникального памятника архитектуры начнется новая жизнь.
Фото из личного архива автора
Автор — Ольга Соловьева, секретарь Пушкинской окружной общественной организации Союза краеведов России.
Впервые опубликовано на сайте Издательства «Подмосковье» в мае 2020 года.