«Дворцы исчезают, а храм стоит»…
Страницы из жизни семьи Дмитриевых села Братовщина.

Светлана Громова, капитан команды «Куриные крылья» квеста «Пушкино глазами велосипедиста»

Этим летом благодаря организаторам «ВелоПушкино» я оказалась в Братовщинской библиотеке, где Наталья Федулова, заведующая библиотекой, рассказала нам о дореволюционной истории села Братовщина, о семье Дмитриевых, об их добрых делах. С селом связано немало исторических событий. Село упоминается у многих историков, литераторов. И неудивительно! Это было царское село, через него проходил Троицкий тракт, здесь находился третий путевой дворец на пути из Москвы в Лавру, в Ростов, Переславль, в Архангельск. Правда, от путевого дворца даже следов не осталось.

Меня же больше заинтересовали Дмитриевы. Кто такие? Какого сословия? Что они сделали для села? Почему их родовая могила находится в ограде храма, а не за ней? За что были репрессированы? На все эти вопросы я хотела найти ответы. Особенно меня волновал вопрос о репрессиях, потому что это коснулось и моей семьи. Мой прадед в 1937 году был объявлен кулаком, и осужден на 10 лет лагерей (ему было тогда уже 70 лет!). И больше я ничего не знаю о своем прадеде.

Итак, Дмитриевы. Известно, что Дмитриев Кузьма Дмитриевич, 1828 года рождения, был
церковным старостой. В 1910 году попечением Кузьмы Дмитриева была построена в ограде церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине часовня Ксении Петербургской.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине, год постройки 1815 г. Часовня Ксении Петербургской (зеленого цвета), год постройки 1910 г. Фотография 2023 года.

Семья Дмитриевых принимала активное участие в строительстве деревянной церковно-
приходской школы в 1888 году.

Церковно-приходская школа, год постройки 1888 г. Фотография взята из коллекции Братовщинской библиотеки.
Дом бывшей церковно-приходской школы в наши дни. За деревьями дом едва виден. На фото одна половина дома, сохранившаяся. Вторая половина дома полностью переделана. Фотография 2023 года.

В 1913 году братьями Дмитриевыми Яковом, Алексеем и Степаном была построена кирпичная земская школа, в которой сейчас находится Братовщинская библиотека, отделение почты и фельдшерский пункт. Вероятно, школа была построена из кирпича собственного производства, т.к. Дмитриевых до революции был кирпичный завод.

Земская школа, год постройки 1913 г. Фотография советского времени, взята из коллекции Братовщинской библиотеки.
Бывшая земская школа в наши дни. 2023 год.

Еще в краеведческой литературе упоминается двухэтажный дом Дмитриевых, который, к
сожалению, не сохранился в первозданном виде. Первый этаж каменный, второй этаж деревянный.
Был построен в конце 19 века. В настоящее время полностью перестроен, фасад закрыт панелями, сохранилась только часть стены первого этажа. Дом для тех времен был довольно большой и добротный. Да и семья Дмитриевых была большая. В этом доме с 1920 г. по 1922 г. после закрытия Троице-Сергиевой Лавры скрывался архимандрит Кронид (Константин Любимов), в 1922 году останавливался патриарх Тихон. В советское время располагался клуб, потом магазины. Сейчас там строительный магазин.

Двухэтажный дом Дмитриевых. Фотография взята из коллекции Братовщинской библиотеки.

Мне захотелось узнать о Дмитриевых еще больше. В этой статье я расскажу только о Кузьме Дмитриевиче, Якове Кузьмиче и Сергее Яковлевиче .
В библиотеке есть фотография, на которой запечатлены Дмитриев Кузьма Дмитриевич, его
сыновья Яков Кузьмич, Степан Кузьмич и Алексей Кузьмич, и внук Сергей Яковлевич.

Фотография 1910 года с надписью «Хор и братовщинская знать».

Первый ряд (слева направо): Дмитриев Яков Кузьмич, дьякон Федор Архангельский,
церковный староста Дмитриев Кузьма Дмитриевич, священник Николай Любимов, Дмитриев Степан Кузьмич, Дмитриев Алексей Кузьмич. Второй и третий ряд – хор. Вверху в последнем, самом верхнем, ряду крайний справа – Дмитриев Сергей Яковлевич, здесь ему 20-21 год – тот самый, который в 1931 году был выслан со своей семьей на спецпоселение в Сибирь.
Дмитриев Кузьма Дмитриевич – глава семьи, церковный староста. Церковный староста – это помощник настоятеля церкви по хозяйственным вопросам, в обязанность которого в то время входило приобретение свечей, хранение церковной кассы, ремонт храма, сбор пожертвований, соблюдение порядка. Согласитесь, это должен быть человек уважаемым, хозяйственным, честным. Это второй по значимости после священника служитель церкви. Недаром на фотографии он сидит по правую сторону от священника – как говорится, «правая рука».
В метрической книге по Благовещенской церкви в Братовщине за 1911 год (архив ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 4183, страница 453) я нашла запись о смерти Дмитриева Кузьмы Дмитриевича (запись № 17), из которой явствует, что он был крестьянином:

Запись в метрической книге о смерти Дмитриева Кузьмы Дмитриевича 1911 год

В других записях Метрических книг за 1862-1914 гг., которые я просмотрела, Кузьма
Дмитриевич и его сыновья были записаны тоже как крестьяне. Но к какой категории крестьян относились Дмитриевы? Здесь можно предположить, что относились либо к дворцовым крестьянам (в конце 18 века дворцовые крестьяне преобразованы в удельные), т.к. село Братовщина находилось на дворцовых землях (в конце 18 века удельные земли), либо к экономическим, образовавшимся в конце 18 века из монастырских и церковных крестьян. Вероятнее всего, что Дмитриевы относились к экономическим крестьянам, поскольку их дела связаны именно с церковью. В любом случае, это были государственные крестьяне, не крепостные (помещичьи). Государственные крестьяне обладали большей свободой, имели больше прав, могли заниматься торговлей, иметь собственность, могли открывать фабрики и заводы. Вероятно, это положение, трудолюбие, ум, воля помогли Дмитриевым создать крепкое хозяйство. Также этому способствовало и то, что село Братовщина находилось на дороге в Лавру, и благодаря богомольцам и другим путникам село богатело. К концу XIX века население Братовщины насчитывалось до 800 человек, в селе была школа, четыре постоялых двора, три лавки, кирпичный завод.
Затем старостой церкви стал старший сын Кузьмы Дмитриевича: Дмитриев Яков Кузьмич. На сайте «Храмы России» я нашла вот такую информацию:

Снимок экрана сайта «Храмы России»

Судя по этой информации год рождения Якова Кузьмича 1857 г. либо 1858 г. Метрической книги по Благовещенской церкви за эти годы в фондах ЦГА г. Москвы я не нашла. Но нашла запись о браке Якова Кузьмича с Александрой Ивановной 09.02.1886 (ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 679, страница 378), по которой тоже можно судить о годе рождения Якова Кузьмича:

Запись в метрической книге о браке Якова Кузьмича с Александрой Ивановной 09.02.1886

Оказывается, Яков Кузьмич служил в царской армии. Дослужился Яков до старшего унтер-офицера – это тоже говорит о многом. Кроме этого, мы видим, что женился Яков Кузьмич на купеческой дочери Александре Ивановне. И свидетелями являлись не простые крестьяне, а почетный гражданин, а также дворянин и московский мещанин, т.е. Дмитриевы уже к 1886 году имели авторитетное положение в обществе. Просматривая метрические книги по Благовещенской церкви, нашла записи о рождении детей у Якова Кузьмича и Александры Ивановны. Вот то, что встретилось: Клавдия (1891 г.р.), Мария (1893 г.р., умерла в младенчестве), Георгий (1894 г.р.), Дарья (1896 г.р.), Семен (1898 г.р.), Евдокия (1906 г.р.), Глафира (1910 г.р.). Семья была большая.
Итак, Яков Кузьмич — ктитор — из Википедии: лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма. Еще ктиторами называли попечителей, а также церковных старост.
Послужной список Якова Кузьмича, указанный в источнике, и который бы, вероятно, раскрыл заслуги Якова Кузьмича как церковного старосты, к сожалению, мне не удалось найти. Из указанного фонда 2128 дело 323 выбыло, как не относящееся к составу фонда 2128. Выбыло в фонд 1371 опись 1 дело 75.
Вот эти записи в описи (фонд 2128):

Опись фонда 2128

Какова судьба Якова Кузьмича после революции, а также судьба его брата Алексея Кузьмича – для меня вопрос открытый. Нет их и в родовой могиле в ограде церкви. Несомненно, что Яков Кузьмич и вся его семья были раскулачены в первую волну. В документах о выселении его сына Сергея Яковлевича в 1931 году о Якове Кузьмиче и его братьях ничего не говорится. Можно предположить, что их постигла ужасная участь священнослужителей и церковных старост в то время. С 1929 года отношение государства к религии стало жестким, началась активная борьба с верующими, особенно в отношении руководителей и активистов церквей.

Родовая могила Дмитриевых в ограде церкви Благовещения в с. Братовщина. Фотография 2023 года.

У батюшки храма я спросила:

— Почему родовая могила Дмитриевых находится в ограде храма?
Батюшка воскликнул:

— Как почему? Они 20 лет были попечителями церкви!
А еще он добавил, когда мы прощались:

«Дворцы исчезают, а храм стоит»…

Немного о родовой могиле Дмитриевых в ограде церкви Благовещения в с. Братовщина.

Вот имена тех, кто покоится здесь, и годы их жизни:

Дмитриев Кузьма Дмитриевич, 1828-1911 гг.
Дмитриева Наталья Герасимовна, 1831-1869 гг. (жена Кузьмы Дмитриевича).
Дмитриева Дарья Яковлевна, 1896-1987 гг. (дочь Якова Кузьмича).
Дмитриева Глафира Яковлевна, 1910-2002 гг. (дочь Якова Кузьмича).
Дмитриев Степан Кузьмич, 1861-1929 гг. (сын Кузьмы Дмитриевича) – обратите внимание: умер в 1929 году – год начала активного террора против служителей церкви.
Дмитриев Сергей Яковлевич, 1889-1937 гг. (сын Якова Кузьмича, памятная доска установлена сыном Владимиром Сергеевичем).
Дмитриев Владимир Сергеевич, 1938-2009 гг. (сын Сергея Яковлевича).
Дмитриева Лидия Николаевна, 1935-2011 гг. (жена Владимира Сергеевича).

Надо сказать, что жена Кузьмы Дмитриевича рано умерла, в 1869 году, ей было 38 лет.
Сыновьям: старшему Якову было 11-12 лет, Степану – 8 лет, Алексею – предположительно он с 1867 года рождения – 2 года. Кузьма Дмитриевич женился второй раз на Анисии Филипповне — дочери крестьянина, которая по сути и вырастила сыновей Кузьмы Дмитриевича. Запись в метрической книге за 1870 год по Благовещенской церкви в Братовщине о бракосочетании (архив ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 501, страница 255):

Запись в метрической книге за 1870 год о браке Кузьмы Дмитриевича на Анисии Филипповне

Запись о смерти (за 3 месяца до смерти самого Кузьмы Дмитриевича) Анисии Филипповны в Метрической книге за 1911 год по Благовещенской церкви в Братовщине (ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780 дело 4183, страница 451):

Запись в Метрической книге за 1911 год о смерти Анисии Филипповны

А теперь о судьбе Дмитриева Сергея Яковлевича. В архиве ЦГАМО обнаружила фонд 2157, опись 7 «Опись личных дел на кулаков, высланных из пределов Московской области за 1930-1932 гг.». В ней я нашла всех Дмитриевых, которые были выселены в 1930-1932 гг. за пределы Московской области. Под номером 760 оказался наш Дмитриев Сергей Яковлевич, 1889 г.р.

Фонд 2157, опись 7, страница 1
Фонд 2157, опись 7, страница 22

Осталось найти дело 760. И оно нашлось. Дело называется «Дело о выселении кулацкой семьи Дмитриева Сергея Яковлевича», дата 1931 год. В деле находятся разные анкеты, характеристика Сергея Яковлевича, выписки из протоколов собрания ячейки ВКПб от 13.07.1931, выписка из протокола собрания бедноты от 14.07.1931, выписка из протокола Пленума сельсовета совместно с беднотой и активом колхоза от 14.07.1931, выписка из протокола заседания тройки Пушкинского района по выселению кулаков от 20.07.1931, и, наконец, личная карточка выселяемого от 26.07.1931. Все эти документы – трагедия тех лет! Я увидела впервые реальные документы тех лет!
Вот один из документов (ЦГАМО, фонд 2157, опись 7, дело 760):

Фонд 2157, опись 7, дело 760, страница 13
Фонд 2157, опись 7, дело 760, страница 13 оборотная сторона

Хозяйство Сергея Яковлевича было признано кулацким. Да, конечно, до революции Сергей Яковлевич – «сын крупного лесопромышленника и торговца», как написано в документе, «имел двухэтажный дом, кирпичный завод, колониальную лавку, 15 лошадей, наемную силу 150 человек», «до 1924 года занимался торговлей, имел пекарню, 2-х лошадей, 2-х коров». По документу семья была уже раскулачена ранее, и у них ничего практически не осталось на момент высылки, но «Пленум считает, что направленные мероприятия правительства в деревне являются как мера воспитательного характера, а также укреплением коллективизации». Вот такая формулировка… На самом деле надо было убрать из деревни авторитетных людей, да и найти почти бесплатную рабочую силу на лесозаготовки в Сибирь. Дмитриев Сергей Яковлевич был выслан на поселение в далекую Сибирь со всей семьей: жена и двое детей в возрасте 7 и 5 лет. Там в 1937 году Сергей Яковлевич умер. Причина неизвестна. Отчего тогда умирали? От холода, голода, болезней, непосильного труда. А может, погиб в лесу. А может, и убит, расстрелян. Где похоронен – тоже неизвестно. Через полгода после его смерти у Сергея Яковлевича родился сын Владимир, реабилитирован в марте 1947 г. Владимир Сергеевич Дмитриев внес значительный вклад в российскую науку и технику — конструктор наземных стратегических ракетных комплексов, а также создатель новых конструкций спортивных тренажёров для восстановления сил инвалидов. В МГОУ был профессором кафедры медико-биологических основ физического воспитания и спорта. В.С. Дмитриев – кандидат технических и доктор педагогических наук, автор более 170 научных публикаций и 100 изобретений, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов и медалей СССР, медалей и дипломов Федерации космонавтики. Дмитриев Владимир Сергеевич, наверно, многое бы мог нам рассказать о своей семье, об отце, матери, о брате и сестре. Его не стало в 2009 году. На родовую могилу Дмитриевых приезжают, как мне сказали в храме, два брата. И у нас есть возможность открыть еще страницы жизни Дмитриевых.

Светлана Громова, участница велоквеста «Пушкино глазами велосипедиста»

Источники:
https://cgamos.ru/
https://arch.mosreg.ru/srv/
https://forum.vgd.ru/
https://uningethis.do.am/news/dmitriev_vladimir_sergeevich/2012-06-19-27