«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

А.С. Пушкин

Памятник был открыт 2 августа 2004 г. Скульптор К. Константинов. Памятник выполнен из бронзы и установлен на небольшой пьедестал.

Александр Сергеевич Пушкин

(06.06.1799-10.02.1837)

великий русский поэт, драматург и прозаик, основоположник современного русского литературного языка. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети ХІХ века. Ещё при жизни поэта сложилась его репутация величайшего национального русского поэта.

Иван Андреевич Крылов

(13.02.1769-21.11.1844)

русский писатель, баснописец, основатель сатирических журналов, издатель, журналист, библиограф. Его имя по праву стоит в одном ряду с именами великих литераторов ХІХ века, и вписано в историю русской и мировой литературы как имя одного из лучших представителей басенного жанра.

«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев»

А.С. Пушкин

И.А. КРЫЛОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКА

Пушкину C детских лет были знакомы произведения Крылова, и не только басни, но и такие, как распространявшаяся неопубликованная, B списках шуто трагедия «Трумф, или Подщипа». В лицейском стихотворении «Городок» (1815) он называет Крылова в ряду самых известных. уважаемых авторов, посвящая ему несколько теплых строк: «И Ты, шутник бесценный, который Мельпомены котурны и кинжал игривой Талье дал!..» С этих пор и до конца жизни Пушкин сохранил самое высокое уважение к Крылову, видя в нем подлинно народного русского поэта. Знакомство их состоялось в 1819 годах, когда они встречались в Петербурге на 1817- «субботах» у Жуковского, в гостиной Олениных, в театре и в других местах, затем возобновилось и перешло в постоянное дружеское общение после возвращения Пушкина из ссылки в Петербург, особенно в 1830-е годы, хотя их литературные позиции и личные симпатии не во всем совпадали. В 1820 году Крылов выступил с эпиграммой по поводу критической статьи А. Ф. Воейкова о поэме «Руслан и Людмила» («Сын отечества», ч. 64, №№ 38, с. 233).

Напрасно говорят, что критика легка.

Я критику читал «Руслана и Людмилы».

Хоть у меня довольно силы,

Но для меня она ужасно как тяжка!

Эту эпиграмму, еще не зная, что автор ее Крылов, Пушкин процитировал в письме Н. И. Гнедичу 4 декабря 1820 года, говоря о нападках Воейкова: «Согласен со мнением неизвестного эпиграммиста критика его для меня ужасно как тяжка». Выражение «тяжкие критики» Пушкин употребляет и в другом письме Гнедичу (чернов.) 29 апреля 1822 года. В письмах периода ссылки и позже Пушкин часто сочувственно упоминает Крылова, цитирует его басни — «Демьянова уха», «Вороненок», «Совет мышей», «Орел и Пчела» и др.

А в письме Вяземскому 14-15 августа 1825 года вспоминает комедию Крылова «Урок дочкам»: «Мой милый, поэзия твой родной язык, слышно по выговору, но кто ж виноват, что ты столь же редко говоришь на нем, как дамы 1807 года на славяно-русском. И нет над тобою как бы некоего Шишкова или Сергея Глинки или иной Няни Василисы, чтоб на тебя прикрикнуть: извольте-де браниться B рифмах, извольте жаловаться B стихах…» Утверждение непреходящего первостепенного значения «сатирических притч» Крылова B отечественной словесности занимает важное место в литературной борьбе Пушкина, в частности, в его полемике с Вяземским о Крылове и Дмитриеве, и несомненно указывает на значение творческого опыта Крылова для формирования его собственных эстетических принципов.

Оценка творчества Крылова, его исторического значения содержится в статье Пушкина «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова». «Во всех отношениях самым народным нашим поэтом» называет Пушкин Крылова в «Опровержениях на критики» и там же ставит его в ряд нескольких писателей русских, которых «наша словесность с гордостью может выставить перед Европою». Собирая в 1833 году материалы для своей «Истории Пугачева», Пушкин обратился к Крылову и записал его воспоминания. На авторитет Крылова он ссылается, говоря в письме М. П. Погодину о разборе Булгариным в «Северной пчеле» стихотворения С. П. Шевырева «Мысль». Можно говорить о случаях прямого взаимовлияния в творчестве обоих поэтов. В 30-е годы встречи Пушкина и Крылова были регулярными на различных литературных вечерах и собраниях. Об этом свидетельствуют, в частности, записи Пушкина в «Дневнике» и «Исторических анекдотах». Пушкин посещал Крылова в Публичной библиотеке и на его квартире в доме библиотеки на Садовой улице, против Гостиного двора. Последний раз такое посещение состоялось, по-видимому, незадолго до роковой дуэли, а 1 февраля 1837 года Крылов, в числе ближайших друзей Пушкина, выносил его гроб после отпевания в Конюшенной церкви.

На картине: И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич

Александр Сергеевич Пушкин 06.06.1799-10.02.1837

«… Государи укрылись Коломенское. 1685 Γ. B село марта 2 найдено прибитое к дворцовым дверям письмо, в коем объявлено было намерение Хованских истребить весь царский дом овладеть государством. Государи уехали в Саввин монастырь, послали оттуда грамоты в Москву и во все города, повелевая войску и палатным людям (и всякого звания) быть как можно село Воздвиженское, куда Они скорее B отправились. Все сие сделано было в величайшей тайне. Хованскому послана была особая похвальная грамота, в коей повелевалось ему и сыну немедленно для нужных советов отправиться к государям (куда?). Феофан говорит, что Хованский не хотел прежде сего отлучиться от стрельцов, подозревая недоброжелательство двора. 17 сентября (в день св. Софии) боярин кн. Михаил Иванович Лыков схватил старого Хованского на дороге в селе Пушкине и сына его на реке Клязьме в его отчине и привел обоих в оковах в село Воздвиженское, где, прочтя им указ, без всякого следствия, им и стрельцам Одинцову с товарищами отрубили головы…»

А.С. Пушкин «История Петра І» (незавершенный труд Пушкина)

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО А.С. ПУШКИНА

Род Пушкина ведёт свой счёт от первого русского князя Рюрика. Цепочка родственных связей соединила поэта с киевскими князьями Игорем, Владимиром Красное Солнышко, Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом.

История рода Пушкина неотделима от судеб Отечества без Пушкиных, Ганнибалов, Головиных, Чичериных, Ржевских, Беклемишевых и множества других славных русских фамилий не было бы полной истории России. Потомки поэта живут в разных странах, говорят на разных языках, у них непохожие судьбы, лица и характеры, но даже далёкие прапра…правнуки Пушкина помнят о своём родстве с великим поэтом и гордятся им.

Так глубоко, как родословие Александра Сергеевича, не изучены генеалогические связи ни одного из великих людей ни государственного деятеля, ни царя, ни учёного, ни писателя.

Источник: Черкашин А.А. «Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона»

КОРОЛЬ РЕПОРТЕРОВ

Владимир Алексеевич Гиляровский

08.12.1855- 01.10.1935

Русский писатель, поэт, фельетонист, беллетрист, журналист, литературовед, москвовед. Автор известной книги «Москва и москвичи».

«…У Н.И. Пастухова* осталась еще с молодых лет боязнь всякого начальства, и каждому власть имущему OH старался угодить всеми возможными способами, давая всякому, кому только можно, взятки: кому денег даст взаймы без отдачи, у кого ненужную лошадь купит. И у главного московского цензора Назаревского купил две дачи в Пушкине за несуразно дорогую цену.

— Да на что вам дачи в Пушкине? — спросил кто-то из своих.

— Мало ли что! И он и дачи пригодятся со временем!

— А сколько тысяч вы лишков переплатили?

— Ничего, ощенятся!

Впоследствии оказалось, что Н.И. Пастухов был прав. Каждый год первого августа день основания газеты Н.И. Пастухов праздновал в Пушкине, где у него присутствовали и крупные власти и где не берущим взяток он проигрывал крупно в карты. Что же, тем кормятся! На казенное жалованье не проживешь! оправдывал он взяточников, не стесняясь с ними в обращении…»

В.А. Гиляровский «Москва газетная»

* Николай Иванович Пастухов (4 декабря 1831-10 августа 1911) — предприниматель, издатель, писатель и поэт; основатель газеты «Московский листок», знаменитый дачник Пушкино.

ВИШНЕВОСАДСКАЯ ЭПОПЕЯ

«Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.»

Антон Павлович Чехов

17.01.1860- 02.07.1904

Летом 1902 года Антон Павлович Чехов поселился в Любимовке, имении Станиславского. Он прожил в имении с 6 июня по 14 августа 1902 года. Вместе с Чеховым в Любимовке жили его жена Ольга Леонардовна Книппер Чехова, артистка Художественного театра и артист того же театра Александр Леонидович Вишневский, друг и земляк Чехова. После трудной Ялтинской зимы и тяжелой болезни здесь Чехов нашел покой и отдых. Об этом небольшом периоде в жизни писателя сохранилось значительное количество разных свидетельств. Например, в двухтомном издании Галины Бродской «Алексеев-Станиславский, Чехов Вишневосадская эпопея» И другие. книге B Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Поселившись в Любимовке, Чехов окунулся в налаженный алексеевский быт с горничными, кухарками, прачками, лакеями, с другой прислугой. Чехов жил на втором этаже, в сухой и тихой комнате, жена внизу, где имелась терраса, и открывался дивный вид. Челядь жила B постройке рядом C господским домом. Чехов явно приглядывался ко всем любимовским «типам», неожиданно ворвавшимся в его жизнь: K няне, управляющему, как велел Станиславский, к Егору и Дуняше, к Дуняшиному Володе, к обитателям соседних деревенек Финогеновки, Комаровки, Тарасовки, K родственникам Станиславского: Сапожниковым, Штекерам, Смирновым и к их прислуге. Он чувствовал себя на подмосковной даче Станиславского лучше, чем дома.

Советуем прочитать:

Г. Бродская «Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея»

К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве»

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В ПУШКИНО

«…По всему этому местом рождения театра надо считать Пушкино и днем рождения — 14/27 июня…»

В. Немирович-Данченко

Константин Сергеевич Станиславский

17.01.1863- 07.08.1938

Русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, реформатор театра. Первый народный артист СССР, кавалер ордена Ленина. Почётный член АН СССР. Создатель известной во всем мире актёрской системы тренингов. В 1888 году стал одним Из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

«…И мы, по примеру старших, любили шалости и шутку, которая была прародителем сценического эффектного трюка. Так, например, вокруг имения Любимовка развелось много дачников. Они катались в лодке по реке, протекавшей около самого нашего дома. Постоянный крик, скверное пение не давали покоя. Решено было распугать непрошенных соседей. Вот что мы придумали: купили большой бычачий пузырь, надели на него парик из волос, нарисовали глаза, нос, рот, уши. Получилось лицо желтоватого тона, похожее не то на утопленника, не то на какое-то водяное чудище.

Этот пузырь мы прикрепили к длинной веревке, конец которой был продет сквозь ручки пудовых гирь, брошенных на дно реки, посредине ее и у самого берега. Сами мы прятались в кустах. Веревка, втянутая на берег, естественно, заставляла уходить загримированный на дно бычачий пузырь. Стоило отпустить веревку, как пузырь со всей силою выскакивал на поверхность. Беспечные дачники плыли по реке. Мы подкарауливали их. Когда лодка подъезжала к намеченному нами месту, из воды выскакивало чудище с волосами и снова пряталось. Эффект получался неописуемый…»

К.С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве»

ПУШКИНСКИЕ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКОВ

Михаил Михайлович Пришвин

04.02.1873-16.01.1954

Поселился с семьей в Пушкино на даче весной 1944 года по адресу 1-ый Добролюбовский проезд в доме № 18. Затем еще два летних сезона провел Пришвин на той же даче и простился с Пушкино осенью 1946 года.

Из всего, что сочинил Пришвин в Пушкино, особое место заняла хрустально-звонкая повесть-сказка «Кладовая солнца», написанная единым духом — за месяц — на конкурс журнала «Огонек» (она была удостоена І премии). Можно уверенно сказать, что «Кладовая солнца» самая популярная книга Пришвина. Ее принято считать детской, но по внутреннему содержанию она является глубоко философской повестью, где автор, по его собственным словам, стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».

«Ваш город дорог мне по воспоминаниям, так как в нем мы прожили вместе с Михаилом Михайловичем Пришвиным очень существенные для его творчества годы 1944-1946. Пришел конец войне. Началась новая жизнь и новые надежды. Творчество Пришвина отражает эти этапы общественной и личной жизни очень четко. Достаточно перечислить законченное и только начатое в те пушкинские годы: «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», «Кладовая солнца», «Осударева дорога» и, конечно, небольшой, но так многоговорящий рассказ «Старый гриб» — и поэтический, и насыщенный идейно, и автобиографичный…»

В.Д. Пришвина Пушкинцы увековечили имя М.М. Пришвина в названии тихой зеленой улицы в западной части города, недалеко от его дачи.

Пушкино, 1-й Добролюбовский пр., 18. Дача М. Пришвина. Гравюра пушкинского художника В. Андрушкевича

ДЕТЯМ НУЖНА ВСЯ ГАММА ЧУВСТВ, РОЖДАЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Агния Львовна Барто

17.02.1901- 01.04.1981

Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Снимала дачу в Мамонтовке в 1936-1939 г.г.

«Стихи я писала лет с четырех. Моим кумиром был Маяковский. Живого Маяковского я впервые увидела много позднее. Мы жили на даче, в Пушкино, оттуда я ходила на Акулову гору играть в теннис. Меня в то лето с утра до вечера мучили слова, вертела их по-всякому, и только теннис выбивал из головы рифмы. И вот однажды, во время игры, приготовившись подавать мяч, я застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи увидела Маяковского. Сразу узнала его по фотографии. Оказалось, что он живет здесь на своей даче.

Потом я не раз смотрела с теннисной площадки, как он шагает вдоль забора, что-то обдумывая. Ему не мешал ни голос судьи, ни возгласы игроков, ни стук мячей. Кто бы знал, как мне хотелось подойти к нему! Я даже придумала, что ему скажу:

— Знаете, Владимир Владимирович, когда моя мать была школьницей, она всегда учила уроки, шагая по комнате, и ее отец шутил, что, когда он разбогатеет, купит ей лошадь, чтоб она не так уставала. И тут произнесу главное: Вам, Владимир Владимирович, не нужны никакие вороные кони, у вас — крылья поэзии.

Конечно, я не решилась подойти к даче Маяковского и, к счастью, не произнесла этой ужасной тирады…»

А. Барто «Записки детского писателя»

Советуем прочитать:

Барто А. Записки детского поэта

Китайгородский Г.Б. Поселок Мамонтовка

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПОЭТА

Владимир Владимирович Маяковский

19.07.1893-14.04.1930

Русский советский поэт, художник, актер кино и театра, драматург. режиссер, Наиболее значимый из русских поэтов ХХ века, классик советской литературы. Редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт») и «Новый ЛЕФ». В летнее время года жил в Пушкино на разных дачах с 1919 года по 1929гг. Знаменитое «Необычайное приключение, бывшее C Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)» было написано в 1920 году. В Пушкино Маяковский работал над поэмой «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин», «Пятый интернационал», сатирической пьесой «Мистерия-буфф» многочисленными стихотворениями.

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла —

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею дыра,

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

А завтра снова мир залить

вставало солнце ало.

Памятник В. Маяковскому в Пушкино

ИЗ ЕВПАТОРИИ В ПУШКИНО

Михаил Афанасьевич Булгаков

15.05.1891- 10.03.1940

Русский писатель советского периода, врач, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев и фельетонов. Приезжал в Пушкино зимой 1924 г.

«— Почему ты не позвонил? Что означает вся эта петрушка с Ялтой?

— Ну, то, что я и говорил, причмокнув, как будто его беспокоил больной зуб, ответил администратор, нашли его в трактире в Пушкине.

— Как в Пушкине?! Это под Москвой? А телеграмма из Ялты?

— Какая там, к черту, Ялта! Напоил пушкинского телеграфиста, и начали оба безобразничать, в том числе посылать телеграммы с пометкой «Ялта».

Ага… Ага… Ну ладно, ладно… не проговорил, а как бы пропел Римский. Глаза его засветились желтеньким светом. В голове сложилась праздничная картина снятия Степы с работы. Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего-нибудь и похуже снятия…

— Подробности! сказал Римский, стукнув пресс-папье по столу. И Варенуха начал рассказывать подробности. Лишь только он явился туда, куда был отправлен финдиректором, его немедленно приняли и выслушали внимательнейшим образом. Никто, конечно, и мысли не допустил о том, что Степа может быть в Ялте. Все сейчас же согласились с предположением Варенухи, что Лиходеев, конечно, в пушкинской «Ялте»…»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Паустовский вспоминал: «Как-то ближе к весне, тихим и снежным днем ко мне в Пушкино приехал Булгаков. Он писал в то время роман «Белая гвардия», и ему для одной из глав этого романа нужно было обязательно посмотреть «снежные шапки» те маленькие сугробы снега, что за долгую зиму накапливаются на крышах, заборах и толстых ветвях деревьев. Весь день Булгаков бродил по пустынному в тот год Пушкину, долго стоял, смотрел, запахнув старую, облезлую доху, высокий, худой, печальный, с внимательными серыми глазами. «Хорошо! говорил он. Вот это мне и нужно. В этих шапках как будто собрана вся зимняя тишина».

НЕИСПРАВИМЫЙ РОМАНТИК

Константин Георгиевич Паустовский

31.05.1892-14.07.1968

Русский и советский писатель, сценарист и • педагог, журналист, военный корреспондент Жил в Пушкино в 1923- 1924, 1928 годах.

«…Сотрудник «На вахте» капитан дальнего плавания Зузенко нашел мне пристанище в Пушкине, под Москвой, рядом с домом, где он жил сам. Пристанище оказалось пустой, как сарай, и ледяной дачей.

В моей комнате стояла кое-какая пыльная мебель И лежала на продавленной тахте потертая шкура белого медведя. Пыль на мебели просто окаменела. Ее нельзя было стереть ничем, разве только счистить напильником. В пазах между бревен пищали мыши…

Сначала мне нравилось жить за городом. Тогда от Мытищ до Пушкина еще тянулся нетронутый лес. Каждый день приходилось ездить в Москву, в редакцию, и возвращаться в полночь последним поездом.

В Москве перед отходом поезда кондуктор проходил по вагонам и сгонял всех пассажиров в один вагон, для их же собственной безопасности. Тогда в пригородных поездах сильно грабили (в то время говорили «раздевали»).

Пассажиры нервничали, помалкивали. Да и разговаривать было трудно. Маленькие вагоны шли с таким грохотом, что можно было только перекрикиваться.

Пассажиры были большей частью одни и те же и знали друг друга в лицо. Поэтому на всех новичков они посматривали подозрительно и садились от них подальше.

Самым опасным считался перегон от Лосиноостровской до платформы Тайнинка. «Бандитский вертеп», — говорили о Тайнинке опытные пассажиры. На попутчиков, сходивших ночью в безлюдной Тайнинке, смотрели с сожалением и гадали, дойдут ли они до дому или нет.

После Тайнинки пассажиры успокаивались и дремали до самого Пушкина…» К. Паустовский «Книга скитаний»

МЕНЯ ВСЯ ТАРАСОВКА ЗНАЕТ

Юрий Иосифович Коваль

09.02.1938-02.08.1995

Русский писатель и поэт, сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор- исполнитель песен. За литературное творчество был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей, почётного диплома им. А. П. Гайдара и других почетных премий в области литературы. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы мультфильмы. В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей. Юрий Коваль жил и работал в Черкизово.

«… Удивительная все-таки станция Тарасовка. Здесь есть все, что и на других подмосковных станциях, дачи, елочки, козы, колодцы, шлагбаумы, бочка с надписью: «Русский квас». Но есть и кое-что такое, чего нигде не найдешь. У дороги под расписным навесом разместилась закусочная «Кооператор». Из-под навеса вываливает на улицу дым и кавказский запах жареного лука и мяса. Этот запах ползет вдоль шоссе, зажигает блеск в глазах у случайных прохожих, подбирается к стадиону «Спартак». В дни футбольных матчей он будоражит болельщиков, и тогда над Тарасовкой стоит такой рев и свист, какого, конечно, никогда не услышишь на других подмосковных станциях…»

Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ

Валентин Петрович Катаев

28.01.1897-12.04.1986

Русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Основатель и первый главный редактор журнала «Юность» (1955-1961). С 1930-х годов в летнее время жил и работал на даче в Клязьме.

«…Хозяева переселялись в оранжерею, москвичи занимали дачу, причем сам Катаев облюбовал под рабочий кабинет эркер стеклянный «фонарик» на втором этаже… Из разносились звуки пишущей машинки. Напечатав эркера несколько страниц, Валентин Петрович вновь спускался в сад сочинять. В середине 30-х годов писатель создал целый ряд ярких произведений, в том числе одну из самых популярных детских книг «Белеет парус одинокий»… Кстати, все сказки, созданные в 1940 г. Катаевым, в той или иной степени касаются дачной жизни. Помимо «Цветика-семицветика», можно упомянуть «Дудочку и кувшинчик». Вы знаете зачин? «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко…». Эти сказки мы любим с детства благодаря прелестным мультфильмам. Валентин Петрович был сценаристом этих и многих других популярных кинофильмов…»

Е.П. Егорова, жительница Клязьмы

«Дачники организовывали бесконечные праздники. К ним приезжали на машинах и приходили пешком визитеры. На Клязьме, в Мамонтовке и Пушкино в 20-30-е годы прошлого века снимали на лето жилье многие газетчики, ставшие впоследствии знаменитыми писателями, поэтами, художниками. Можно лишь упомянуть приятелей Катаева журналистскому цеху из «Гудка», из «Правды» коллег по Михаила Кольцова и его брата Бориса Ефимова, «крокодильцев» — К.С. Еремеева, Д.С. Мора, И.А. Малютина. По праву близкого друга захаживал Демьян Бедный, постоянно гостила великолепная парочка Илья Ильф и Евгений Петров, авторы «Двенадцати стульев», «Золотого теленка».

С.Ф. Корнеева, краевед

«Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта… Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви»

И.А. Ильин

Иван Сергеевич Шмелёв

03.10.1873-24.06.1950

Русский писатель, публицист, православный мыслитель, представитель консервативно- христианского русской словесности. направления Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Автор книги «Богомолье» (1935).

«…Солнце невысоко над лесом, жара спадает. Вон уж и Пушкино. Надо перейти Учу и подняться: Горкин хочет заночевать у знакомого старика, на той стороне Села. Федя поддерживает его и сам хромает намяли сапоги ногу. Переходим Учу по смоляному мосту. В овраге засвежело, пахнет смолой, теплой водой и рыбой. Выше еще тепло, тянет сухим нагревом, еловым, пряным. Стадо вошло в деревню, носятся табунками овцы, стоит золотая пыль. Избы багряно золотятся…»

«Но вот, наконец, в селе Пушкино наступает утро: «В избе белеет; перекликаются петухи. Играет рожок, мычат коровы, щелкает крепко кнут. Под окном говорит Антипушка: «Пора бы и самоварчик ставить».

«Приготовляться надо, святые места пойдут. Братовщину пройдем пять верст, половина пути до Троицы. А за Талицами пещерки, где разбойники стан держали, а потом просветилось место. А там Хотьково, родители Преподобного там, под спудом. А там и гора Поклонная, называется «у Креста».

«Сильно парит, а только десятый час. За Талицами овраг глубокий. Мы съезжаем и сразу делается свежо и сумрачно. По той стороне оврага старая березовая роща, кричат грачи. Место совсем глухое. Стоит, под шатром с крестиком, колодец.

В горе пещерки. Лежат у колодца богомольцы, говорят нам: повел монах народ под землю, маленько погодите, лошадку попоите. Федя глядит в колодец — дна, говорит, не видно. Спускает на колесе ведро. Колесо долго вертится. Долго дрожит веревка, втягивает ведро. От ведра веет холодом. Вода как слеза, студеная, больно пить. Говорят подземельная тут река, во льду; бывает, что и льдышки вытягивают, а кому счастье серебряные рубли находят, старинные. Тут разбойники клад держали, а потом просветилось место, какой-то монах их вывел». И.С. Шмелёв «Богомолье»

ОДНОЙ СТРОКОЙ

Граф А.И. Мусин-Пушкин (1744-1817) был владельцем оригинала рукописи «Слово о полку Игореве», которую издал в 1800 году Проживал в с. Комягино.

В феврале 1977 года правнук поэта Григорий Григорьевич Пушкин (1913-1997), приезжал в наш город, встречался с учителями и творческой интеллигенцией.

В 1976 году Лариса Керцелли создала книгу «Тверской край в рисунках Пушкина» и в 1983 году «Мир Пушкина в рисунках, 1820-е годы». Вместе с мужем Керцелли Ю.Л. (1923-1975) проживали в Пушкино.

В 70-е годы в Мамонтовке на даче у Давида Самойлова (1920-1990) бывали Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Борис Слуцкий.

В 1976 году в ДК «Пушкино», кинотеатре «Октябрь» (Мамонтовка) и в ДК «Юбилейный» (Ивантеевка) выступил с концертами Владимир Высоцкий (1938-1980).

Главный герой романа И.И. Лажечникова «Ледяной дом», князь М.А.Голицын оставил придворную службу и с 1740 года поселился в сельце Костентинково (ныне Костино), здесь же похоронен.

С 6 декабря 1954 года по 4 апреля 1955 года студент ВГИКа Василий Шукшин (1929-1974) жил в п. Мамонтовка. Студентом он снялся в эпизодах фильма «Тихий Дон».

В 1950-годы на даче в Пушкино жил кинорежиссер, драматург, поэт, сценарист, народный артист СССР Эльдар Рязанов (1927-2015).

В поселке Клязьмажил и трудился на ПЭМЗе, работал в пушкинской газете «Сталинская правда» («Маяк») писатель Анатолий Васильевич Митяев (1924-2008). Автор книг «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов».

В Клязьме в разные годы жили писатели Эдуард Успенский (1937- 2018) и Юрий Олеша (1899-1960).

Степанов Владимир Александрович (р.1949), уроженец п. Клязьма, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ, автор более 1000 детских книг, живет в пушкинском округе.

Александр Мень (1935-1990) протоиерей, проповедник, писатель и духовный наставник служил в храме Сретения Господня в Новой деревне.

Александр Галич (1948-1977) крестился в Сретенском храме села Новая деревня. Написал песню об этом храме «Когда я вернусь» (1973).

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945), поэт. Автор стихотворения «Приглашение на дачу» (На Пушкино в десять идет электричка) Проживал с 1931 года в селе Черкизово. Улица в Черкизово названа его именем (1977). Библиотека в Черкизово также носит его имя.

Кедрина Светлана Дмитриевна, дочь поэта, уроженка с. Черкизово написала книгу об отце «Жить вопреки всему» (1996).

Кун Николай Альбертович (1877-1940), писатель, учёный историк и педагог. Автор книги «Легенды и мифы древней Греции». В 20-х годах преподавал историю в Московском музыкальном техникуме им. Н.А. Римского-Корсакова, в послевоенные годы жил в Черкизово, похоронен на местном кладбище.