Наблюдатель, краеведы и краеведение

— Здравствуйте, в эфире программа «Наблюдатель», ведущий Сергей Соловьев. Сегодня у нас не совсем обычная передача, к нам сегодня приехали люди из разных концов нашей страны, и люди, на самом деле, очень важные, значимые, потому что это люди, которые сохраняют память. Сегодняшняя наша программа посвящена краеведам и краеведению, и сегодня у нас в студии действительно представлена, ну если не вся Россия, то, в общем, значительное её пространство.

У нас сегодня в студии Ольга Соловьёва, журналист, краевед, экскурсовод из города Пушкино, секретарь Пушкинской окруженной общественной организации Союза краеведов России. Иван Паникаров, журналист, краевед, житель посёлка Ягодная Магаданской области, создатель и директор Музея памяти жертв политических репрессий и Память Колымы. Павел Иванов, журналист, краевед из города Тверь, координатор проекта «Тверские своды». И Вячеслав Дегтярников, журналист, краевед из города Пермь.

— Здравствуйте.

— И первый мой вопрос ко всем. Вот для вас краеведение, что это такое, вот для вас лично?

— Для меня краеведение — это определённая жизненная философия, и даже отчасти моя карьера, потому что я пишу статьи и провожу экскурсии в своей местности, то есть работаю как гид.

— Павел?

— У меня есть…

— Ну, наверное, такая любознательность, она тоже у меня была присуща с детства, когда видела какие-то заброшенные дома, то есть связывала какие-то свои истории, какие-то отдельные фразы, услышанные от взрослых. И благодаря тому, что у меня богатое воображение, мой детский ум какие-то истории компилировал в голове, но со временем это более просто рациональный характер приняло. И надо тоже несколько слов сказать о месте, где я живу, и о месте, которое я исследую.

Это Подмосковье, это город Пушкино. Этот город, скажем прямо, он не самый популярный с туристической точки зрения. То есть, всегда перетягивает столица, и город Сергиев Посад, который находится по нашему направлению Ярославской дороги. Соответственно, я в своей миссии ставлю как раз выявить такие объекты, которые могли бы быть интересны.

И самый, наверное, основной объект моих исследований — это Учинское водохранилище. Это огромный питьевой водоем, который является в том числе источником водоснабжения для столицы. И все истории, все в основном у меня связаны, конечно, с Учинским водохранилищем. Как я к этому пришла… Моя мама работала более 30 лет в Акуловском гидроузле. Это то предприятие, которое занималось как раз в том числе обслуживанием объектов на водохранилище. И она рассказывала мне такие истории, которые как раз были несколько мистические, про то, что там можно, например, на лодке подплыть летом в определенную точку водохранилища и рукой дотронуться до главки затопленного храма. Но вот с годами я узнала, что это, конечно, история несколько выдуманная, потому что храм был разобран и место это находится сейчас на берегу, но тем не менее это побудило во мне интерес к изучению этого края.

— Расскажите про вашу работу.

— Ну, я заметила следующее, что вообще люди приходят к краеведению, как правило, по мере взросления. То есть на примере нашего города это наглядно видно, что в официальном, так скажем, краеведческом сообществе, достаточно мало молодежи, и есть большой разрыв между старшим поколением, у которых есть какое-то представление о местной истории, и молодежью, и тем людьми, кто переезжает в Подмосковье, в наше ближайшее. То есть они эту местную историю не знают, и им очень трудно найти ответы на вопросы, которые их беспокоят.

И вот тут я как раз увидела эту нишу, миссию для себя, и в тех форматах, которые я выбираю, я как раз стараюсь эти запросы удовлетворить. Например, я пока не могу похвастаться таким количеством книг, и сейчас это действительно весьма дорогостоящее удовольствие – издать книгу. Я в основном пишу статьи, некоторые выходят в газете, некоторые выходят только в интернете, в электронных источниках. Но я все свои статьи при помощи карты обобщила. У меня есть некий сайт, где по локациям нашего Пушкинского района все мои краеведческие статьи обобщены таким образом. И человек с лёгкостью может найти и по истории семьи Арманд, и по вокзалу города Пушкино, по водонапорной башне. То есть про что я писала, я всё это собрала на карте. Ну, а вот, например, на примере этого лета как раз два новых формата мы с единомышленниками организовали в нашем городе. Это, во-первых, Велоквест, то есть мы объединили краеведческие начинания, в основном в моём лице, и мощное наше вело-сообщество ВелоПушкино. 

— То есть спортивная составляющая в весе. 

— Мы поняли, что во многих локациях людям легче добраться не пешком, а как раз на велосипедах. Я придумала вопросы, мы придумали механику этого конкурса, и у нас было около 15 команд. Это и семьи, и просто друзья единомышленники. Они выезжали и решали задачи, у них был чек-лист. Вот мы в сентябре подводили итоги. И второй формат — это экскурсия необычная, не пешая, экскурсия по реке. Поскольку я достаточно хорошо управляю сапом, сап — это такой плот, лодка, на которой можно по реке путешествовать.

У нас в городе есть река Серебрянка, и как раз тоже с командой ВелоПушкино мы организовали экскурсию по реке, потому что вокруг реки очень много всего меняется. Но там все равно остаются и фабрики, которые в том числе вот у семьи Арманд были, фабрика «Серп и молот», и некий отрезок этой реки мы выбрали для экскурсии. Вот мы на этих сапах плавали и смотрели город с реки.

— Вы дважды упомянули семью Арманд.

— Да. Ну, потому что она наша…

— Что это за семья? 

— Это семья, которая была очень значима для нашего города. Все в основном знают товарища Инессу, но Инесса вошла в эту семью на правах невестки, а вообще изначально это Евгений Иванович Луи Эжен Арманд, фабрикант, который купил одну из имеющихся фабрик и потом развивал это производство.

Соответственно, он очень много сделал для нашего города. Это и Центральная улица в городе Пушкино, Московский проспект, это первая больница, которая называлась Андреевская, это и обустройство вокзала, первая библиотека. То есть вот эти все начинания, они появились благодаря семье Арманд. Ну, а потом Инесса уже на рубеже двух эпох развернула, в общем-то, такую вот революционную составляющую. И сейчас у нас есть в городе микрорайон, который называется Арманд, и улица Инессы Арманд есть.

— Вячеслав… Ольга, есть что-то, что вам мешает?

— Да, безусловно. Ну вообще отношение к краеведению, которое на данном этапе в нашем городе. У нас, например, в аварийном состоянии музей местный. Это, по сути, единственный музей в Пушкино. И сейчас он закрыт, просто законсервирован. То есть музейные фонды оттуда не вывезены, потому что у нас не найдено другого здания, где могли бы эти фонды размещаться, экспозиции. То есть музей, он просто ветшает. А музей — это дореволюционное здание, самое начало XX века. То есть оно отсылает как раз нас к тому периоду, когда город Пушкин был дачной местностью.

Потом, несколько лет назад, у нас, например, взяли и поменяли герб города. То есть у нас была определенная символика, и я лично от лица краеведов писала целую петицию, где я как раз приводила некий исторический такой экскурс, и говорила о том, что нам хотелось бы сохранить тот герб, который имеется. Но, тем не менее, на более высоком уровне было принято решение и герб иной.

Ну, а вообще, наверное, самая главная сложность — это когда ты в повседневной жизни постоянно сталкиваешься с большим количеством людей, у которых совершенно иные ценности. И, опять же, это больше к молодому, наверное, поколению относится. И люди просто не понимают твоего хобби, увлечения, потому что краеведческий труд, он очень кропотливый, и получается, наравне с семейной жизнью, с процессом основной работы, краеведение занимает тоже большую часть. То есть это поездка в архив, это заказ дела, изучение дела, это, опять же, личные какие-то вложения на копирование архивных материалов.

И вот, когда, наконец, это всё изложено, например, в виде публикации, а большинство твоих ровесников этого не понимают и смотрят на тебя удивлённо, потому что это не приносит много лайков в социальных сетях. То есть можно быть ярким и успешным более коротким путём. И когда сталкиваешься с этим непониманием, зачем вообще нужно краеведение, и понимаешь, что, возможно, за пять минут ты не переубедишь человека, собеседника, оппонента. Но тут, конечно, понятно, что я своих убеждений не меняю, но для меня это некоторая сложность, потому что тут много ровесников. И даже иногда семья не понимает.

— А наоборот, радостные какие-то события от открытий?

— Да, безусловно, это есть, когда находишь единомышленников. И как я уже говорила, особенно когда какая-то статья вышла, уже шумиха вся закончена, и через некоторое время, это бывает даже несколько лет, кто-то, например, пишет, и возникает какой-то вопрос по прежней публикации. Какие-то человек либо дополнительные сведения нашёл, относящиеся к тому вопросу, либо хочет что-то дополнительное узнать. Это очень приятно. Но, я говорю, иногда даже на уровне семьи происходит некое неприятие этих интересов к краеведению. Потому что, особенно учитывая женский пол, это тоже важно. Ну, потому что считается, что… 

— Добавить можно немножко? 

— Да, конечно.

— Вот вам надо обязательно вступить в Ассоциацию музеев памяти. Да, вот. И помощь будет там, и всё, и книжки ваши издадим. Вы говорите, статей много у вас, и вот сдружимся с вами, и деньги найдём запросто, да.

— В общем, не зря собрались в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура», как мне кажется. Вот такие горизонтальные связи можно налаживать и здесь. Наверное, последний вопрос, который я хочу задать. Вот что бы вы посоветовали тем, кто хочет, если не стать краеведом или стать исследователем своей малой родины? Вот что, прежде всего, главного нужно взять на вооружение с вашей точки зрения?

— Ну, тут, наверное, можно я начну, потому что это как раз тот вопрос, который мы ставили в заключение нашего Велоквеста, то есть у нас люди отгадывали-отгадывали-отгадывали, решали, а последний вопрос был такой открытый, и это, наоборот, было эссе, которое каждая команда готовила и рассказывала, например, историю своей семьи или историю своего переселения в эту местность, то есть связь с каким-то предприятием, то есть как человек, как он ассоциирует себя с этим краем, что его связывает.

И мы получили очень развернутые ответы, и как раз получается, что нужно находить какие-то зацепки, какие-то маячки, начиная с себя. То есть вот выходишь, родная улица, родной дом, что связывается с этой местностью, какие есть вопросы. И через это человек… Понятно, что до архива дойдут, скорее всего, единицы, потому что это достаточно сложный процесс поиска. Но хотя бы… 

— Это надо уметь делать. 

— Да, хотя бы просто поиск среди открытых источников в интернете, посещение библиотеки, опять же, какие-то вопросы сформулировать краеведам. То есть всегда это через какую-то личную историю. Ну как мне кажется, наиболее простое вхождение в этот процесс — это через историю семьи.

— Очень надеемся, что-то, о чём мы сегодня с вами говорили и те проблемы, о которых мы сегодня с вами говорили, они будут решаться. С вами была программа «Наблюдатель». Берегите своё прошлое.