Учительница увезла в Петроград
Ливанова Ирма Витальевна, дочь Виталия Фёдоровича, вспоминает, что её папа был очень талантливым ребенком. В их семье было 10 детей, он был третьим по старшенству: Павел родился в 1902 году, Лидия в 1905, сам Виталий в 1907, Мария в 1911, Пётр в 1913, Лев в 1917, Любовь в 1921, Ольга в 1925, самый младший — Герман родился в 1928 году.
В 14 лет в школу в Щетинское (ближайшее село, где была школа, предположительно) приехала на время учительница. Она была настолько поражена способностями Виталия, что настояла на его переезде в Петроград, где он жил у учительницы.
Далее цитирую по его автобиографии:
Родился 01 ноября с/с 1907 года в селе Козьмодемьянске Щетинской волости Ярославской губернии Пошехонского уезда. Отец мой служил в водном транспорте, мать занималась домашним хозяйством. В настоящее время родители мои умерли. До 1931 года учился. Окончил среднюю школу в г. Ленинграде в 1924 году.
По окончании средней школы поступил на третий курс педагогического техникума (г. Череповец). Специальное образование получил в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского на эксплуатационный факультет, который окончил в 1931 году.
Автобиография В.Ф. Ливанова, 15 августа 1953 года
В 1928 году семья Алексея Анемподистовича Терпугова переезжает в Москву. Его дочь Нина Алексеевна переводится из Ленинградского в Московский институт инженеров транспорта. Семейная легенда гласит, что на курсе не было девушек и Виталий Фёдорович устроил агитацию за то, чтобы не принимать Нину Алексеевну на курс. Но вскоре он переезжает к ним жить, хотя на вопрос однокурсников — женился ли он на Нинке? отвечал уклончиво: — Что у меня две головы что ли?
Поженятся они только в 1940 году, когда была вероятность, что Виталия Фёдоровича призовут в армию и он попадет на войну. Нина Алексеевна верила в то, что любовь заканчивается при заключении брака. Но уговоры, что можно остаться одной с детьми подействовали. Они расписались. Виталия Фёдоровича не мобилизовали он продолжил строить железные дороги. Но и развестись не согласился: «Ну уж нет уж теперь!»
По специальности инженера путей сообщения работаю с 1931 года, начал на низовой работе прорабом, а с 1945 года работаю в качестве начальника производственного отдела, заместителя Главного инженера и Главного инженера Треста.
Автобиография, 1953 год
В Советской Армии служил в 1932 году, окончил школу одногодичников при XIII отделении Саперного батальона г. Н. Тагил. В Отечественной войне не участвовал, в эти годы на строительстве Северо-Печёрской магистрали и строительстве № 500 МВД.
Беспартийный. В 1937 году был арестован и осужден по статье 59 п.3 «в» УК РСФСР на 2 года. В настоящее время судимость снята в 1945 году. За участие в строительстве железных дорог на Крайнем Севере и Дальнем Востоке имею ряд правительственных наград.
Семья моя состоит из трёх человек: жена Терпугова Нина Алексеевна — инженер путей сообщения, работает на строительстве № 511, дочь Ливанова Ирма — 16 лет, учится в 9 классе средней школы. Дьяконова Марина Витальевна — дочь, работает в Театрально-техническом училище г. Москва.
Имею родственников:
Ливанова Мария Фёдоровна — бухгалтер, работает на строительстве — сестра.
Ливанов Петр Фёдорович — брат, работает мастером цеха на номерном заводе в Красноярске.
Ливанов Лев Фёдорович — брат, работает заведующим метеостанцией аэропорта Великие Луки.
Ливанова Любовь Фёдоровна — сестра, работает дежурной сестрой в скорой помощи г. Ленинград, по мужу носит фамилию Дубинской.
Ливанов Герман Фёдорович служит в Советской Армии.
Братья жены живут и работают в г. Москве:
Терпугов Герман Алексеевич — научный сотрудник в Научно-Техническом институте Железнодорожного транспорта;
Терпугов Вадим Алексеевич — старший инженер в Институте по проектированию предприятий рыбной промышленности.
В марте 1951 года приказом МВД присвоено звание Директор полковник путей сообщения
автобиография В.Ф. Ливанова 15 августа 1953 года
1927 — 1931 Студент МИИТа г. Москва
VII 1931 — XII 1931 Инженер Управления Пермской ж.д. г. Свердловск
XII 1931 — IV 1932 Инженер Желдорстрой № 7 г. Москва
IV 1932 — XII 1932 Служба в РККА г. Нижний Тагил
1933 — 1935 Заместитель начальника дистанции г. Серпухов
пути Дзержинской ж.д.
1935 — 1936 Старший прораб участка треста г. Люблино Московской
«Центростройпуть» области
1936 — X 1937 Руководитель группы организации г. Москва
работ Мостранспроекта
Х 1937 — I 1940 Отбывал срок наказания Севжелдорлаг НКВД
в ИТЛ по ст. 59, п. 3в УК РСФСР
I 1940 — VII 1940 Старший инженер и врио начальника Коми АССР
производственно-технической части
отделения
1940 — 1942 Начальник работ, заместитель там же
начальника работ отделения
1942 — 1943 Начальник работ строительного там же
отделения
1943 — 1945 Начальник работ 3-го строительного строительство № 500
отделения г. Комсомольск-на-Амуре
1945 — 1947 Начальник производственного отдела пос. Хурмули
Амурского строительства БАМ Комсомольского района
Хабаровского края
1947 — 1948 Начальник производственного отдела г. Комсомольск-на-Амуре
он же Заместитель Главного инженера г. Комсомольск-на-Амуре
Восточного Управления БАМ
1948 — 1951 Заместитель Главного инженера г. Комсомольск-на-Амуре
Нижне-Амурского ИТЛ
1951 — 1953 Главный инженер, он же Заместитель г. Мурманск
начальника строительства № 511 ГУЖДС
Строительство железной дороги Котлас — Воркута 1941 (северо-печерская ж/д)
Строительство 500 1943-45 (Восточный БАМ, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань)