Ливанов Виталий Федорович

Семья Ливановых в 1914 году, село Козьмодемьянское (на реке Шексне) Щетинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии (после 1918 года Мяксинского района Вологодской области):
Стоят слева направо:

Николай Калиныч Ложков — муж старшей сестры Фёдора Васильевича,
Фёдор Васильевич Ливанов 1880—1937, расстрелян по сфабрикованному делу в Петрозаводске, в 1963 году Мурманский областной суд отменил решение Тройки НКВД Карельской АССР, дело прекратил за недоказанностью предъявленного обвинения, реабилитирован посмертно.
Александр Васильевич Ливанов 1886 г.р. — брат Фёдора Васильевича,
Павел Фёдорович Ливанов 1902—1935, расстрелян по делу Кирова, реабилитирован посмертно.
Сидят слева направо:
Любовь Васильевна Ложкова (в девичестве Ливанова) 1877 г.р.,
Ефросинья Аристарховна Ливанова 1855 г.р. — жена Василия Львовича Ливанова, погибла по дороге в Кандалакшу при выселении из Пошехонья.
Прасковья Ивановна Ливанова — жена Фёдора Васильевича,
Мария Андреевна Ливанова 1892—1931, жена Александра Васильевича.
Дети нижний ряд, слева направо:
Лидия Фёдоровна Ливанова 1905—1942, умерла от голода в блокадном Ленинграде.
Виталий Фёдорович Ливанов 1907—1974, трижды приговаривался к расстрелу, приговор был заменен сроком в ИТЛ, позже отменен за отсутствием состава преступления, реабилитирован в 1959 году.
Мария Фёдоровна Ливанова 1911—1993,
Пётр Фёдорович Ливанов 1913—1997,
Антонина Александровна Ливанова 1912 г.р.
Собака — Кулебяко.

Учительница увезла в Петроград

Ливанова Ирма Витальевна, дочь Виталия Фёдоровича, вспоминает, что её папа был очень талантливым ребенком. В их семье было 10 детей, он был третьим по старшенству: Павел родился в 1902 году, Лидия в 1905, сам Виталий в 1907, Мария в 1911, Пётр в 1913, Лев в 1917, Любовь в 1921, Ольга в 1925, самый младший — Герман родился в 1928 году.

В 14 лет в школу в Щетинское (ближайшее село, где была школа, предположительно) приехала на время учительница. Она была настолько поражена способностями Виталия, что настояла на его переезде в Петроград, где он жил у учительницы.

Далее цитирую по его автобиографии:

Родился 01 ноября с/с 1907 года в селе Козьмодемьянске Щетинской волости Ярославской губернии Пошехонского уезда. Отец мой служил в водном транспорте, мать занималась домашним хозяйством. В настоящее время родители мои умерли. До 1931 года учился. Окончил среднюю школу в г. Ленинграде в 1924 году.

Виталий Ливанов студент Московского института инженеров транспорта

По окончании средней школы поступил на третий курс педагогического техникума (г. Череповец). Специальное образование получил в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского на эксплуатационный факультет, который окончил в 1931 году.

Автобиография В.Ф. Ливанова, 15 августа 1953 года
Свидетельство машиниста паровоза Ливанова
Свидетельство Нины Алексеевны Терпуговой, допущена к работе на паровозе помощником машиниста
Нина Алексеевна Терпугова с мужем Виталием Фёдоровичем Ливановым, 1930-е (?)

В 1928 году семья Алексея Анемподистовича Терпугова переезжает в Москву. Его дочь Нина Алексеевна переводится из Ленинградского в Московский институт инженеров транспорта. Семейная легенда гласит, что на курсе не было девушек и Виталий Фёдорович устроил агитацию за то, чтобы не принимать Нину Алексеевну на курс. Но вскоре он переезжает к ним жить, хотя на вопрос однокурсников — женился ли он на Нинке? отвечал уклончиво: — Что у меня две головы что ли?

Поженятся они только в 1940 году, когда была вероятность, что Виталия Фёдоровича призовут в армию и он попадет на войну. Нина Алексеевна верила в то, что любовь заканчивается при заключении брака. Но уговоры, что можно остаться одной с детьми подействовали. Они расписались. Виталия Фёдоровича не мобилизовали он продолжил строить железные дороги. Но и развестись не согласился: «Ну уж нет уж теперь!»

По специальности инженера путей сообщения работаю с 1931 года, начал на низовой работе прорабом, а с 1945 года работаю в качестве начальника производственного отдела, заместителя Главного инженера и Главного инженера Треста.

Автобиография, 1953 год
Виталий Ливанов, фотография из военного билета (?), 1940-е (?)

В Советской Армии служил в 1932 году, окончил школу одногодичников при XIII отделении Саперного батальона г. Н. Тагил. В Отечественной войне не участвовал, в эти годы на строительстве Северо-Печёрской магистрали и строительстве № 500 МВД.

Беспартийный. В 1937 году был арестован и осужден по статье 59 п.3 «в» УК РСФСР на 2 года. В настоящее время судимость снята в 1945 году. За участие в строительстве железных дорог на Крайнем Севере и Дальнем Востоке имею ряд правительственных наград.

Семья моя состоит из трёх человек: жена Терпугова Нина Алексеевна — инженер путей сообщения, работает на строительстве № 511, дочь Ливанова Ирма — 16 лет, учится в 9 классе средней школы. Дьяконова Марина Витальевна — дочь, работает в Театрально-техническом училище г. Москва.

Имею родственников:

Ливанова Мария Фёдоровна — бухгалтер, работает на строительстве — сестра.

Ливанов Петр Фёдорович — брат, работает мастером цеха на номерном заводе в Красноярске.

Ливанов Лев Фёдорович — брат, работает заведующим метеостанцией аэропорта Великие Луки.

Ливанова Любовь Фёдоровна — сестра, работает дежурной сестрой в скорой помощи г. Ленинград, по мужу носит фамилию Дубинской.

Ливанов Герман Фёдорович служит в Советской Армии.

Братья жены живут и работают в г. Москве:

Терпугов Герман Алексеевич — научный сотрудник в Научно-Техническом институте Железнодорожного транспорта;

Терпугов Вадим Алексеевич — старший инженер в Институте по проектированию предприятий рыбной промышленности.

В марте 1951 года приказом МВД присвоено звание Директор полковник путей сообщения

автобиография В.Ф. Ливанова 15 августа 1953 года
14 января 1940 года
24 декабря 1940 года

1927 — 1931 Студент МИИТа г. Москва

VII 1931 — XII 1931 Инженер Управления Пермской ж.д. г. Свердловск

XII 1931 — IV 1932 Инженер Желдорстрой № 7 г. Москва

IV 1932 — XII 1932 Служба в РККА г. Нижний Тагил

1933 — 1935 Заместитель начальника дистанции г. Серпухов

пути Дзержинской ж.д.

1935 — 1936 Старший прораб участка треста г. Люблино Московской

«Центростройпуть» области

1936 — X 1937 Руководитель группы организации г. Москва

работ Мостранспроекта

Х 1937 — I 1940 Отбывал срок наказания Севжелдорлаг НКВД

в ИТЛ по ст. 59, п. 3в УК РСФСР

I 1940 — VII 1940 Старший инженер и врио начальника Коми АССР

производственно-технической части

отделения

1940 — 1942 Начальник работ, заместитель там же

начальника работ отделения

1942 — 1943 Начальник работ строительного там же

отделения

1943 — 1945 Начальник работ 3-го строительного строительство № 500

отделения г. Комсомольск-на-Амуре

1945 — 1947 Начальник производственного отдела пос. Хурмули

Амурского строительства БАМ Комсомольского района

Хабаровского края

1947 — 1948 Начальник производственного отдела г. Комсомольск-на-Амуре

он же Заместитель Главного инженера г. Комсомольск-на-Амуре

Восточного Управления БАМ

1948 — 1951 Заместитель Главного инженера г. Комсомольск-на-Амуре

Нижне-Амурского ИТЛ

1951 — 1953 Главный инженер, он же Заместитель г. Мурманск

начальника строительства № 511 ГУЖДС

21 сентября 1953 года
15 августа 1953 года
24 августа 1959 года

Строительство железной дороги Котлас — Воркута 1941 (северо-печерская ж/д)

Строительство 500 1943-45 (Восточный БАМ, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань)